Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вообще, возникновение любого архитектурного стиля принято рассматривать с точки зрения политической, экономической, общественной ситуации в мире и в каждой отдельно взятой стране, и еще - в зависимости от уровня технического прогресса.

То есть ничего не бывает просто так.
С одной стороны это верно.
Но с другой, существует еще такая вещь, как культ личности - когда один человек определяет облик страны в целом.

Что есть сталинский ренессанс? Это здания и целые градостроительные районы, созданные по канонам классицизма, но с привнесением советских и национальных реалий.

Сейчас объясню на примере. Возьмем наш театр оперы и балета им. Абая - совершенно типичное для сталинского ренессанса здание.

ТОиБ им. Абая

 

Вполне себе классический греческий фасад с ордером, интерколумнием, капителями, базами, фризом, римское деление здания на "приделы", центральный купол одновременно римский (сам факт его существования), но при этом греческий (скатный, а не круглый), колоннада на входе, ампирные окна до пола, неотделанные практически торцы здания, как в настоящих ренессансных палаццо. Но при этом базы и капители колонн и пилястр, цоколь и пустые фасады отделаны барельефчиками с национальным узором (у нас он, понятно, казахский, на Украине был украинский, в Грузии - грузинский, и т.д.), и сами колонны квадратные, нетипичные для настоящей классической архитектуры, а на фризе - барельефная картина счастливой советской действительности.

В общем, повторю, сталинский ренессанс - это классические формы и пропорции зданий и интерьеров, "разбавленные" национальной эстетикой и деталями соц.реализма.


Считается, что возникновение сталинского ренессанса обусловлено таким явлением как сам Советский Союз - это была империя, которая требовала имперской же архитектуры, эдакий неоампир - крупные здания со строгими деталями, каждое здание как приказ выглядеть мощно - мы большая страна, мы сильная страна, мы империя, во всем многообразии народов имеющая единый стиль. Ну, в общем, как любая империя, короче.

Но я думаю, что дело не совсем в этом...

Товарищ Сталин был родом из конца 19-го века. И когда он стал главным лицом в стране, при этом лицом, которое возвели в культ, он начал насаждать в стране элементы из... своего детства. Ностальгия и все такое.


Почему я так думаю?

Во-первых, смена курса от конструктивизма 20-х годов к сталинской неоклассике 30-50-х гг была резкой как понос - с 1932-го года не было построено ни единого здания в стиле конструктивизма, а был взят курс на создание архитектуры, которая отображала бы мощь и величие Страны Советов. И исчез этот стиль так же как по мановению волшебной палочки - в 1955 году, после указа об изъятии архитектурных излишеств - кстати, после смерти Сталина и разоблачения культа личности.

А во-вторых, ведь не только в архитектуре проявился конец 19 века ))
Появилась белая милицейская форма - и постовые на улицах стали выглядеть ну точь-в-точь городовыми из царской России. Появилось, например, раздельное обучение мальчиков и девочек - как в гимназиях до революции.

В общем, понятно, что архитектура отражала-таки эпоху и советскую идеологию. Но в большей степени она отражала ностальгию самого Сталина по своему детству в царской России.

Имхо, конечно.

Добавить отзыв


Защитный код
Обновить